Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образо¬вания по истории МО РФ 2004 г. Рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю. Состоит из двух курсов: всеобщая история средних веков и история России с древности до начала XVI века. Всеобщая история средних веков – 30 часов. История России -38 часов.
Программа всеобщей истории средних веков ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского (М.: Просвещение, 2009).
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность просле¬дить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внима¬ние тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.
Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на совре¬менный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стре¬миться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Основные цели курса:
• сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
• осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
• охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
• показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь совре-менного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.
Программа истории России с древности до конца XVI века составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Да¬нилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2009.
Опирается на стандарт основного общего образования по истории.
Основные цели курса:
• выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фак¬тов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельно¬сти людей и др.);
• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личност-ного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям националь¬ной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
• изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса
• работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
• определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
• изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
• анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравни-вая явления и события, определяя их основные характеристики;
• давать оценку отдельным явлениям культуры;
• составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам зна¬ний (на основе простого плана);
• составлять характеристику исторических деятелей;
• участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся;
• умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
• умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
• умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
• умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и лич-ностям;
• умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последова-тельность событий и явлений.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебники:
История Средних веков под редакцией Агибаловой Е.В., Донского Г.М. М.: Просвещение, 2009.;
Настенные исторические карты
Атласы по истории средних веков
История России: с древнейших времен до конца XVI века под редакцией Данилова
А.А. Л. Г. Косулиной Л.Н. М.: Дрофа, 2009
Данилов А. А., Косулина Л. Г .Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2007
Е.В. Симонова. Поурочные разработки по истории России. 6 класс – М.: «Экзамен», 2006.
- Настенные исторические карты
- Атласы по истории России с древнейших времен до конца XVI века.
В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:
1. Электронный учебник: Всеобщая история, 6 класс.
2. Презентации по курсу истории России с древнейших времен до конца XVI века
3. Презентации по истории средних веков
Список литературы
1. История средних веков: Поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского. 6 класс / Н. Ю. Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2004.
2. Степанова В. Е., Шевеленко А. Я. История средних веков (5- 15 века): Хрестоматия. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980.
3. История России с древнейших времен до конца 16 века: Поурочные планы по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6 класс / Н. Ю. Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2005.
4. Серов Б. Н., Гаркуша Л. М. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 16 века. 6 класс. М.: «ВАКО», 2004.
5.Данилов О.В. Тематическое планирование по истории Средних веков. 6 класс» - М.: Экзамен, 2006
6.Колеснеченко Н.Ю.. История России с древнейших времен до конца XVI века: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. 6 кл. –Волгоград: Учитель, 2007
Нормативные документы:
1. Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент).// Сборник нормативных документов. История. / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. С. 3-11.
2. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН.
3. Государственный образовательный стандарт общего образования (компонент образовательного учреждения).
Содержание тем учебного курса
6 класс (68 ч)
Распределение времени в программе по Всеобщей истории:
2 часа в неделю (30 ч.)
Темы разделов программы Количество часов
Введение в историю средних веков 1
Раннее средневековье 11
Расцвет средневековья 16
Плановых контрольных работ 3
Всего – 30 часов
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (30 часов)
Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.
Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство. Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония. Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана). Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии.Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
6 класс
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО XVI в. 38 ч
2 часа в неделю
Темы разделов программы Количество часов
Вводный урок 1
Глава 1. Русь Древняя 7
Глава 2. Политическая Раздробленность на Руси 8
Глава 3 Русь Московская 14
Плановых контрольных работ 4
Повторение 4
Всего – 38 часов
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.
Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Древнерусское государство (IX – начало XII в.)
Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.)
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества). Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба в внешней агрессией в XIII в.
Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.)
Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII-XV вв.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Календарно -– тематическое планирование
№ п/п урока Наименование разделов, тем Количество часов на Дата Форма проведения Форма контроля
раздел тему план факт
1 Что изучает история средних веков. 1 1 Беседа, работа с учебником
Раздел 1. Раннее средневековье 11
2 Древние германцы и Римская империя 1 Комбиниро-ванный пересказ
3 Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII веках 1 Изучение нового материала Тест
4 Карл Великий и образование Франкской империи. Феодальная раздробленность. 1 презентация Устный опрос
5 Западная Европа в IX-XI веках. 1 ИНМ с анализом текста Тест на соответствие
6 Культура Западной Европы в раннее Средневековье 1 презентация Творческое задание
7 Вводный контроль 1 1
8 Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. 1 Комбиниро-ванный Тест
9 Культура Византии 1 Урок-путешествие Беседа
10 Арабский халифат и его распад. 1 ИНМ Письменное задание
11 Культура стран Арабского халифата. 1 Урок-поиск доклады
12 Средневековая деревня и ее обитатели. Средневековый замок. 1 презентация Устный опрос
13 Повторительно – обобщающий урок по теме: «Раннее средневековье» 1 1 контрольный Контрольная работа
Раздел 2. Расцвет средневековья 16
14 Формирование средневековых городов. Торговля и денежное дело в Европе. 1 Комплексное применение ЗУН Устный опрос
15 Католическая церковь и еретики. 1 Работа с учебником.
Презентация Письменное задание
16 Крестовые походы 1 Комбиниро-ванный Заполнение таблицы
17 Объединение Франции 1 беседа
18 Англия в XI-XII веках. 1 ИНМ Тест
19 Начало Столетней войны. Жакерия. 1 ИНМ Работа по карте
20 Восстание Уота Тайлера в Англии 1 Комбиниро-ванный Устный опрос
21 Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии. 1 Комплексное применение ЗУН пересказ
22 Образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. 1 Урок-путешествие Работа по карте
23 Усиление власти князей в Германии. Гуситское движение в Чехии 1 Комбиниро-ванный Устный опрос
24 Завоевание турками – османами Балканского полуострова. 1 Урок-поиск Работа по карте
25 Средневековая культура стран Западной Европы. Культура раннего возрождения в Италии 1 презентация доклады
26 Научные открытия и изобретения. 1 Урок - исследование Заполнение таблицы
27 Индия и Китай в средние века 1 презентация Тест
28 Государства и народы доколумбовой Америки. 1 Комбиниро-ванный тест
29 Африка в средние века. 1 Комбиниро-ванный тест
30 Итоговая контрольная работа по истории средних веков. 1 1 Контрольная работа
31 Что изучает история Отечества 1 беседа вопросы
Раздел3. Русь Древняя 7
32 Восточные славяне в древности Комбиниро-ванный Устный опрос
33 Соседи восточных славян Комбиниро-ванный Тест
34 Формирование Древнерусского государства. Первые киевские князья. Урок -исследование Письменное задание
35 Киевская Русь на рубеже X-XI вв. Принятие христианства. презентация Работа в тетради
36 Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром Работа с историчес-кими источниками Устный опрос
37 Культура Древней Руси презентация
38 Быт и нравы беседа Тест
39 Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь в IX-первой половине XII вв». 1 Контрольная работа
Раздел 4. Политическая раздробленность на Руси 8
40 От княжеских усобиц к политической раздробленности Комбиниро-ванный Устный опрос
41 Главные политические центры Руси Комбиниро-ванный Письменное задание
42 Нашествие с Востока ИНМ Работа по карте
43 Борьба русских земель с западными завоевателями. презентация Работа по карте
44 Русь и Орда в XIII-XV вв. Работа с учебником Письменное задание
45 Русь и Литва Работа с учебником Письменное задание
46 Культура Русских земель в XII- XIII вв. презентация Письменное задание
47 Культура Русских земель в XII- XIII вв. Комбиниро-ванный доклады
48 Повторительно-обобщающий урок по теме: «Раздробленность на Руси» 1 Контрольная работа
Раздел 5. Русь Московская 14
49 Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы. Комплексное применение
ЗУН Устный опрос
50 Куликовская битва Урок-игра Работа по карте
51 Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века. ИНМ Беседа
52 Создание единого Русского государства. Урок-исследование Тест
53 Российское государство в конце XV – начале XVI века. Комбиниро-ванный Устный опрос
54 Российское государство в конце XV – начале XVI века. Комбиниро-ванный Устный опрос
55 Церковь и государство в конце XV – начале XVI века. Комбиниро-ванный Письменное задание
56 Культура и быт Московского государства в XIV-XV вв. презентация доклады
57 Реформы Избранной рады Работа с текстом Беседа
58 Внешняя политика Ивана IV Решение проблемы Тест
59 Освоение Сибири Анализ исторических источников пересказ
60 Опричнина дискуссия Тест
61 Русская культура XVI века презентация Устный опрос
62 Быт и нравы XVI века. презентация Беседа
63 Повторительно-обобщающий урок по теме: «Московская Русь» 1 Контрольная работа
64 Повторение темы «Киевская Русь»
тест
65 Повторение темы «Раздробленность на Руси» тест
66 Повторение темы «Русь Московская» тест
67 Итоговая контрольная работа тест
68 Подведение итогов
|