Главная » Файлы » Мои файлы

технологическая карта урока истории
[ Скачать с сервера (767.4 Kb) ] 15.12.2014, 20:57
Тема урока: «Отечественная война 1812 года» Султанова Клавдия Акимовна МКОУ ООШ с. Гвардейское Красноармейского района Саратовской области Учитель истории и обществознания История Класс 8 Тема: «Отечественная война 1812 года» ( первый урок по теме) Базовый учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России XIX века» Цели урока: 1) осмысление социального опыта предшествующих поколений; 2) владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией: анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы; готовность к сотрудничеству с соучениками; 3) способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого. Задачи: 1) На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи. 2) На основе работы с текстом учебника и исторического источника, с исторической картой узнать об основных причинах войны 1812 г и событиях, связанных с нашествием армии Наполеона в Россию, установить логические связи между Тильзитским миром и нашествием армии Наполеона в Россию. 3) В ходе коллективного обсуждения определить причины отступления русской армии, причины оставления Москвы, осознать роль народа в разгроме Наполеона. Тип урока: урок открытия нового знания. Формы работы учащихся: работа в парах, коллективная работа. Необходимое техническое оборудование: мультимедийное оборудование, подключение к интернету для работы с сервером LearningApps.org , карточки с нумерацией от 1 до 5 (для работы в группах) - 5 наборов карточек, на доске - портреты Александра 1, Наполеона, Барклая де Толли, Багратиона, Раевского, братьев Тучковых, Д.Давыдова, картины с изображением основных сражений Отечественной войны. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Личност-ные результа-ты Предметные результаты Метапредметные результаты 1 этап. Мотивация (самоопре-деление к учебной деятельности) Приветствие. - Послушайте пожалуйста стихотворение Лермонтова Два великана и попробуйте определить, о ком идет речь. В шапке золота литого Старый русский великан Поджидал к себе другого Из далеких чуждых стран. За горами, за долами Уж гремел об нем рассказ; И померяться главами Захотелось им хоть раз. И пришел с грозой военной Трехнедельный удалец, — И рукою дерзновенной Хвать за вражеский венец. Но улыбкой роковою Русский витязь отвечал: Посмотрел — тряхнул главою.... Ахнул дерзкий — и упал! Но упал он в дальнем море На неведомый гранит, Там, где буря на просторе Над пучиною шумит. Корректирует ответы учащихся. Итак , мы с вами выяснили, что в этом стихотворении речь идет о вторжении Наполеона в Россию. Учащиеся выдвигают версии, о каких двух великанах говорится в стихотворении. Речь скорее всего идет о русском царе, так как он в золотой шапке. И ждал он нападения другого великого человека, слава о котором уже шла по миру. Определять и объяснять свое отношение к наиболее значитель-ным событиям и личностям Умение выдвигать версии и приво-дить аргумен-ты 2 этап. Определе-ние темы урока и постановка цели. Создание проблем-ной - Есть исторические события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. И, каждое новое поколение становится сильнее духом, потому что узнает, от какого крепкого корня ведет род. О таком историческом событии начала 19 века пойдет речь на сегодняшнем уроке. - А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» размышляет: «Гроза двенадцатого года Настала – кто тут нам помог?» - Нам надо определить тему урока. Для этого, что мы уже знаем? - Какое страшное историческое событие можно сравнить с грозой? -попробуйте сформулировать тему урока - Есть еще война в истории России до 19 века, которая имеет такое название? -Какой у вас возникает вопрос? - Какие цели вы ставите перед собой в течении этого урока? Ответы детей -Важное событие начала 19 века, гроза 12 года.) -войну Учащиеся участвуют в их обсуждении. Анализируют. Выдвигают варианты формулировок цели. -Ни одна из предыдущих войн не имела такого названия. Ученики формулируют основной вопрос ( проблему ) урока: «За какое отличие от других войн война 1812 г получила название «Отечественная»? Записывают тему урока: «Отечественная война 1812 года» Выявлять характер-ные , сущест-венные признаки исторических событий Умение сотрудничать, вступать в дискус-сию 3 этап. Актуализация знаний и выявление затруднений Подберите слова или словосочетания, характеризующие внешнюю политику Александра I. Можем ли мы выявить причины войны между Россией и Францией? Как вы думаете, с какими затруднениями мы можем столкнуться при изучении новой темы? Ближневосточное и европейское направления, антинаполеоновская коалиция, союзники, тильзитский договор, континентальная блокада. Ответы учащихся. Составление логической цепочки событий: тильзитский мирный договор – ухудшение экономического положения России – нарушение условий договора - нападение на Россию. В тексте много новых слов: флеши, редут, батарея, кавалерия, пехота, артиллерия. Запись определений в тетрадь. Умение отстаивать свою точку зрения Устанав-ливать причинно-следственные связи событий Извлекать информа-цию из текста 4 этап. Открытие учащимися новых знаний. Новое знание получают в результате самостоятельного исследова-ния Далее учитель направляет деятельность учащихся. Класс получает задание для работы в группах. Необходимо, используя свой отрывок текста учебника или документ, найти ответ на вопрос. Каждый участник получает номер от 1 до 5. Участники с одинаковыми номерами собираются в экспертные группы. Каждая группа досконально изучает свою часть текста и отвечает на вопросы к нему, используя карту Примерные вопросы группам: 1 эксперт- «Начало войны»: - Когда началась война? - Кто командовал 1, 2, 3 русскими армиями? -Какова численность русской армии в начале войны? французской армии? - каков был план военной компании Наполеона? Каков план русского командования? -Почему русская армия отступала? 2-й эксперт – «Смоленское сражение»; -Кто руководил действиями русской армии? -Какую тактику выбрал Барклай де Толли? -Где должны были соединиться 1 и 2 русские армии? -Когда началось Смоленское сражение? -Какое значение имело Смоленское сражение? -Когда и почему произошла смена командования русской армией? -Кто стал новым командующим русской армией? Какую тактику он выбрал и почему? 3-й эксперт –«Бородинское сражение» -Каково было соотношение русской и французской армией перед Бородинской битвой? -Когда состоялось генеральное сражение? -Где начались первое наступление французских войск? -Приведи пример героической обороны русских позиций на Бородинском поле? -Каковы были потери русской и французской армий при Бородино? -Кто победил, по твоему мнению, в Бородинской битве? -Когда состоялся Совет в Филях? Какой вопрос там обсуждали? Какое было принято решение на совете? -Что такое Тарутинский марш маневр? Какое значение он имел? 4-й эксперт – «Партизанское движение»: -В чем проявлялся народный характер войны? -Что такое ополчение? Какую помощь ополченцы оказывали действующей армии? -Какую роль в партизанском движении сыграл Денис Давыдов? --Кто такие партизаны? Приведи пример крестьянского партизанского движения. - Какова их роль в разгроме армии Наполеона? 5-й эксперт – «Отступление французской армии»: -Пытался ли наполеон заключить мир? Почему? -Когда французская армия покинула Москву? -По какой дороге двинулась французская армия? -Что заставило французскую армию повернуть на Старую Смоленскую дорогу? - Какие сражения произошли на этом этапе войны? -Когда война была завершена? -Какой характер носила война 1812 г? Выработка собствен-ной позиции, оценка процесса Способ-ность анализировать и действо-вать с позиции содержа-ния предмета Формирование навыков поиско-вой деятельности, формиро-вание умений учебного сотрудничества 5 этап. Первичное закрепле-ние Учитель предлагает экспертным группам выступить со своими сообщениями -Итак, мы отмечаем, что нового узнали об истории Отечественной войны? Итак, мы должны были выяснить причины победы россиян в войне 1812 года. В чем они? КОРЗИНА ИДЕЙ По ходу изложения материала учащиеся перерабатывают информацию при помощи построения таблицы, где: 1.Основные сражения 2. Соотношение сил 3. Командующие 4 колонка пока не заполняется Учащиеся делают вывод о том, почему война называется Отечественной. Учащиеся выдвигают свои идеи: - моральный дух русской армии выше, -патриотизм, мужество; -талантливые полководцы, гений Кутузова, - со стороны России война носила освободительный характер - широко развернулась партизанская война Умение выстраи-вать отношения внутри группы Способ-ность приме-нять понятий-ный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа Способ-ность сознательно организо-вывать и регулиро-вать свою деятель-ность 6 этап. Самосто-ятельная работа с самопро-веркой по эталону Перед вами пять событий войны 1812 года. Расположи их в правильной хронологической последовательности, поставив против каждого события порядковый номер: 1, 2, 3, 4, 5. Бородинская битва. Войска Наполеона переходят границу России. Русская армия оставляет Москву. Русская армия отходит в глубь страны. Учащиеся выполняют задание и проверяют его по эталону Знать события отечест-венной войны Опреде-лять степень успеш-ности выполне-ния работы, исходя из имею-щихся критериев 7 этап. Включение новых знаний в систему учебных действий Вам поручено оформить стенд по Отечественной войне 1812 года. У вас есть картины по событиям этой войны и тексты. Соотнесите картины с текстами. Задание: вырежи и наклей. Учащиеся выполняют задание и полученную комбинацию заносят в четвертую колонку таблицы. Учащиеся вырезают фрагменты картосхем и наклеивают их правильно. осознание своей идентичности как граждани-на страны умения изучать и систематизировать информа-цию из различ-ных исторических источни-ков Способ-ность сознательно органи-зовывать и регулиро-вать свою деятель-ность 8 этап. Домашнее задание Составьте задание к игре « Четвертый лишний» по теме «Отечественная война 1812 года». Придумайте задание для викторины по этой же теме. 9 этап. Рефлексия. Осознание обучающимися своей учебной деятельности Итак, подведем итоги урока, закончив предложение: Я узнал (-а) … Я научился (-лась) … Мне понравилось … Я бы хотел (-а) … Новые знания мне … Учащиеся озвучивают выбирают любое предложение и заканчивают его Осознавать причины своего успеха или неуспеха. Умение выражатьсвои мысли Тексты: Текст 1. «Несколько выше Ковно, там, где в Неман впадает маленькая речка Еся, река образует большую луку в сторону западного берега. Это место избрал Наполеон для перехода через Неман главной части своей армии. Император переправился один из первых. Ступив на неприятельский берег, он долго стоял у мостов, ободряя солдат и слушая восторженные «Vive l'Empereur!». Потом, наэлектризованный, пришпорив коня, поскакал в лес во весь опор, и долго мчался вперед, совершенно один, в каком-то опьянении. Наконец опомнился, медленно вернулся к мостам, и, присоединившись к одному из гвардейских отрядов, направился в Ковно.» (Источник : http://www.museum.ru/1812/Library/Sitin/contents3.html) Текст 2. «Древний город России, названный народом «Ключ-город», запиравший дорогу на Москву, готовился к отпору. С рассветом 16 августа белый туман, стоявший над Днепром, растворился в лучах восходящего солнца. Стало видно, как в открытом поле строятся колонны французов. Вот они тронулись и пошли в наступление. Корпус Нея атаковал предместье Смоленска. В 9 часов утра к атакующим войскам подъехал сам Наполеон. По его приказу открыли огонь 150 пушек. Затем в атаку пошли главные силы французской армии. Их встретил огонь 70 русских пушек. Французы, неся потери от русских ядер, все же достигли рва у городских стен. Им навстречу бросились русские пехотинцы. На всем фронте завязался рукопашный бой. Рвы заполнялись телами убитых и раненых. Французы не выдержали штыкового удара русских и отошли. Снова гремели пушки. Снова били барабаны, собирая в строй полки. Трубили трубы и гудел набат, скликая население тушить пожары, помогать русским воинам в бою. Новые и новые дивизии бросает Наполеон на город. Из последних сил держится, истекая кровью, пехота генерала Раевского. К вечеру на взмыленном коне примчался к Раевскому офицер-гонец с запиской Багратиона: «Друг мой! — писал Багратион. — Я не иду, а бегу. Желал бы иметь крылья, чтобы скорей соединиться с тобой. Держись!» (Источник: http://1812.dt-ostrova.ru/page6.html) Текст 3. «Шахматы поставлены, игра начнется завтра» - сказал Наполеон, возвратясь в свою палатку. Но прежде чем начаться задуманной игре был прочитан перед войсками, как только они заняли свои места по диспозиции, знаменитый приказ Наполеона: «Воины! Вот сражение, которого вы столь желали. Победа зависит от вас. Она нам необходима; она даст нам все нужное, удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. Действуйте так, как вы действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвой!» (Источник: http://www.museum.ru/1812/Library/Sitin/contents3.html) « Марш, марш! пошли вперед, и более Уж я не помню ничего. Шесть раз мы уступали поле Врагу и брали у него. Носились знамена как тени, Я спорил о могильной сени, В дыму огонь блестел. На пушки конница летала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.» М.Ю. Лермонтов Текст 4. Фрагмент донесения Кутузова императору Александру от 4 сентября: «...в таком крайне сомнительном положении, по совещанию с первенствующими нашими Генералами, из которых некоторые были противного мнения, должен я был решиться попустить неприятеля войти в Москву, из коей все сокровища, арсенал и все почти имущества, как казенные так и частные вывезены, и ни один почти житель в ней не остался. Осмеливаюсь всеподданнейше донести ВАМ, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШИЙ ГОСУДАРЬ, что вступление неприятеля в Москву не есть еще покорение России... Хотя не отвергаю того, чтобы занятие Столицы не было раною чувствительнейшею, но не колеблясь между сим происшествием и теми событиями, могущими последовать в пользу нашу с сохранением армии, я принимаю теперь в операцию со всеми силами линию, посредством которой начиная с дорог Тульской и Калужской, партиями моими буду пресекать всю линию неприятельскую, растянутую от Смоленска до Москвы, и тем самым отвращая всякое пособие, которое бы неприятельская армия с тылу своего иметь могла, и обратив на себя внимание неприятеля надеюсь принудить его оставить Москву и переменить всю свою операционную линию». Текст 5. «Нет. Не пошла Москва моя К нему с повинной головою!.. Не праздник, не приемный дар — Она готовила пожар Нетерпеливому герою»... А.С. Пушкин. Репродукции картин, посвященных Отечественной войне 1812 г
Категория: Мои файлы | Добавил: Ника
Просмотров: 644 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar