Главная » Файлы » Мои файлы

урок музыки в 5 классе
[ Скачать с сервера (41.8 Kb) ] 11.12.2014, 21:46
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА 1. ФИО Султанова Клавдия Акимовна 2. Место работы МБОУ «ООШ села Гвардейское Красноармейского района Саратовской области» 3. Должность учитель истории, обществознания, музыки 3. Предмет музыка 4. Класс 5 6. Тема и номер урока «Музыкальный портрет». 23 урок 7. Базовый учебник Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Сергеева Г.П., Критская Е.Д. 8. Цель урока сформировать представление о жанре музыкального портрета, определить: может ли музыка выразить характер человека. 9. Задачи: - личностные – 1)развивать эмоционально-нравственную отзывчивость 2) формировать позитивную самооценку на основе успешной учебной деятельности; 3) развивать стремление к творческой самореализации на уроке, эмоциональное осознание себя и окружающего мира 4) развивать образное и ассоциативное мышление, фантазию, творческое воображение на основе восприятия и анализа музыкальных образов. -метапредметные -1) сопоставить произведения музыки и живописи, выявить общее и различное в этих произведениях; 2) расширить и углубить представления обучающихся о многогранных связях музыки и живописи. 3) самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; 4) осуществлять поэтапный контроль действий; 5) выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. 6) отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; 7) оформлять свои мысли в устной и письменной речи; 8) уметь работать в команде. -предметные – 1) развивать познавательную и творческую деятельности, музыкальные способности, знания и умения в области музыкальной культуры; 2) сформировать представление о жанре музыкального портрета; 3) познакомить с произведениями мировой музыкальной и художественной культуры. 10. Тип урока урок «открытия» нового знания 11. Формы работы учащихся – работа в группах, индивидуальная работа 12. Необходимое техническое оборудование - компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, колонки. Музыкальный материал: М.П. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов», М.П. Мусоргский «Гном» из фортепианного цикла «Картинки с выставки», Г.Гладков «Песня о картинах», Д.Кабалевский «Три подружки». Иллюстрации картин: В.Васнецов «Аленушка», К.Брюллов « Всадница», И.Репин портрет Мусоргского 13. Структура и ход урока 1. Организационный момент. 2. Эта мотивации 3. Введение в тему урока. 4. Открытие нового знания 5. Закрепление нового материала 6.. Итог урока. Организационный момент. 1. Приветствие учеников. 2. Распевание «Прозвенел для нас звонок, нам пора начать урок» Этап мотивации В любой песне есть музыка и текст. Как же связаны между собой литература и музыка? (Литература своим словом дает жизнь вокальным произведениям). – Какие вокальные произведения вы знаете? (песня, романс, кантата, балет, опера). Связь музыки и литературы не только обогащает и музыку, и литературу, но и дает полное представление о жизни. Музыка и живопись тоже тесно связаны между собой. Изобразительное искусство вдохновляет музыкантов, и художники некоторые свои картины пишут под влиянием музыки. А можем ли мы увидеть музыку? (Слушая музыку, мы можем представить, вызвать в нашем воображении живописные образы, даже картины; а вглядываясь в картины или скульптуры, мы можем услышать ту или другую музыку, то есть включаем «внутренний слух». Послушайте песню: музыка Г.В. Гладкова, слова Э. Успенского «Песня о картинах». - О чем песня? Какого она характера и настроения? Если бы вы были композиторами, какое название вы дали бы этой песне? Введение в тему урока. - О каких художественных жанрах идет речь в песне? Показ картин. Можем ли мы представить этот пейзаж музыкально? Как? Что мы можем услышать в музыке? Что такое портрет? Передает ли портрет характер человека? Обоснуйте свой ответ. Как вы думаете, а можно ли портрет представить музыкально? Как вы думаете, чтобы ответить сегодня на вопрос, что нам нужно сделать? (Формулировка учащимися темы и целей урока) . Сегодня вы познакомитесь с жанром музыкального портрета – это тема нашего урока (Слайд № 1) и попытаемся ответить на вопрос : Может ли музыка нарисовать портрет и выразить характер человека? Открытие нового знания. Деление на три рабочие группы. Задание №1. Прослушивание песни Д.Кабалевского «Три подружки». Слайд 2. Портреты Злюки, Плаксы, Резвушки. Задание: по характеру музыки, ее выразительным средствам, определите музыкальный портрет каждой подружки, используя предложенные слова на листах. (Злюка: резкая, громкая, отрывистая, акценты, паузы. Плакса: тихая, печальная, нисходящие звуки, остановки. Резвушка: быстрая, подвижная, энергичная.) Динамическая пауза. Задание №2. Сейчас вы услышите музыкальный портрет ещё одного героя. Слушание песни Варлаама из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского. Каким вы представляете себе Варлаама, поющего такую песню? Как характер исполнения и характер музыкального языка выдают норов, характер и даже внешний вид этого человека? (буйная, громкая музыка…). А теперь откройте учебник, и посмотрите на картину Ильи Репина «Протодьякон». Критик Стасов сказал о ней: «Варлаамище» из пушкинского «Бориса Годунова». Что общего между Варлаамом и Протодьяконом? (Это образы властных, жёстких людей, монахов и попов, типичных для Древней Руси.). Сравнительная таблица выразительных средств, (Слайд №5). И. Репин картина «Протодьякон» М. Мусоргский «Песня Варлаама» Огромная фигура, руку держит на животе, борода седая, брови сдвинуты, красное запитое лицо. Сумрачные краски. Характер надменный и властный. Динамика: громкая музыка, мелодия – скачки вверх, тембр – медные духовые. Певческий голос – бас. Характер исполнения – выкрики в конце, грубая манера исполнения. Для картины и оперы присуща одна важная особенность: это возможность словом, музыкой, изображением показать характер человека. Общее между картиной и песней то, что они показывают необузданность нрава, грубость, склонность к обжорству и разгулу. (Чтение параграфа стр.133-134, Учащиеся приходят к формулировке определения «Музыкальный портрет» -это портрет характера героя. В нём неразрывно слиты выразительность и изобразительная сила интонаций музыкального языка. Закрепление нового материала Задание №3. Слушание пьесы «Гном» из фортепианного цикла М. Мусоргского «Картинки с выставки», (Слайд №6), работа с учебником,стр. 135. Это музыкальный портрет маленького сказочного существа, он был написан под впечатлением картины В. Гартмана. Сквозь угловатые прыжки проглядывает тоска и одиночество. - О чём больше говорит музыка – о внешнем облике или о его внутреннем мире? (О внутреннем мире). Какова была цель нашего урока. – Отражает ли музыка характер человека? Анализ картин и музыкальных произведений В. Васнецов «Алёнушка», (Слайд №8), К. Брюллов «Всадница (слайд №9) . Исполняется «Песня Настеньки» из к/ф «Морозко», муз. Будашкина, Шуман «Смелый наездник». Итог урока. Домашнее задание.
Категория: Мои файлы | Добавил: Ника
Просмотров: 423 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar