«Использование логико-смысловой модели на уроках истории»
Султанова Клавдия Акимовна
учитель истории и обществознания
МКОУ ООШ села Гвардейское
Красноармейского района
Саратовской области
Текст доклада
В последнее время все более расширяется информационное поле в области таких предметов, как история и обществознание; ученик «утонул» в огромном количестве оценок, интерпретаций, суждений прошлого.
Как же ему усвоить необходимую информацию ?
Необходимо отметить, что одни учащиеся лучше усваивают материал, если увидят его написанным на доске или прочитают в книге, другие – если его объяснить устно, третьим надо непременно всё сделать самим (провести опыт или нарисовать схему). Это связано с тем, что преобладающий канал восприятия может быть различным: у одних – аудиальный (лучше усваивают на слух), у других – визуальный (доминирует зрение), у третьих – кинестетический (запоминают при помощи движений). К тому же, психологи доказали, что информация в вербальной форме по теме урока усваивается не более, чем на 30 %, а в визуальной достигает 90 %.
Для решения выше перечисленных проблем необходимо использование универсальных, наглядных, программируемых, материализованных понятийно-образных моделей.
Наиболее эффективным считаю применение ЛСМ (логико-смысловая модель)
Понятие «логико-смысловая модель» было введено В. Э. Штейнбергом для представления знаний в виде многомерной модели, состоящей из двух компонентов: содержательного (смысловые элементы) и логического (порядок расположения смысловых элементов). Использование логико-смысловых моделей (ЛСМ) может значительно повысить эффективность обучения, позволит учесть тип познавательной деятельности учащихся (право- и левополушарные). Особенно эффективно использование ЛСМ для учащихся с правополушарным типом познавательной деятельности, которые склонны рассматривать частности, слагающие целое, осуществлять поиск общей картины и смысла явления и для которых основной метод познания — дедуктивный (от общего к частному). Построение ЛСМ способствует формированию целостного восприятия любой информации.
Логико-смысловая модель позволяет одновременно увидеть всю тему целиком и каждый ее элемент в отдельности, на ней легко показать сравнительную характеристику двух явлений, событий , найти сходства и различия между ними. Выявить основную проблему и найти ее решение.
Использование ЛСМ позволяет решить целый ряд важнейших задач:
- логически выстраивает материал, дает возможность правильно отобрать информацию;
- позволяет выделить причинно–следственные связи и закономерности исторического развития;
- выделяет основные термины и понятия, развивает предметную речь учащихся;
- вооружает ученика и учителя необходимым инструментарием для анализа исторического процесса;
- соединение вербального и визуального каналов информации приводит к резкому повышению усвояемости материала.
При изучении и разработке данной технологии я опиралась на труды В.В.Давыдова, А.Н.Гумилева, В.Ф.Шаталова, П.Я.Гальперина. В их концепциях обучение и развитие предстают как система интенсивного всестороннего развития личности, которая формируется путем анализа и обобщения учебного материала с помощью моделирования. Несомненным достоинством данной технологии является то, что она позволяет преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Как же построить такую модель?
Конструирование модели включает следующие процедуры:
- в центр будущей системы помещается объект конструирования: тема, проблемная ситуация и т.п.;
- определяется набор координат – «круг вопросов» по проектируемой теме, в число которых могут включаться такие смысловые группы, как цели и задачи изучения темы, объект и предмет изучения, содержание, способы изучения, результат
- определяется набор опорных узлов – «смысловых гранул» для каждой координаты, путем логического или интуитивного определения узловых, главных элементов содержания или ключевых факторов для решаемой проблемы;
- осуществляется перекодирование информационных фрагментов для каждой гранулы, путем замены информационных блоков ключевыми словами или словосочетаниями.
- выполняется ранжирование гранул и расстановка на координатах путем выбора оснований и формирование однорядовых шкал.
Учебная модель – это особая форма наглядности, которая рождается на глазах учеников в момент объяснения и оформляется в тетрадях и позволяет представить более четко те свойства изучаемого явления, которые нас интересуют. При проектировании моделей, схем у ученика включаются в работу и слуховая, и зрительная, и смысловая память, что значительно повышает интеллектуальную активность. Модели не даются в готовом виде. Дается только каркас. Заполняем его вместе с учениками.. Круг вопросов по теме (названия координат) подлежит совместному обсуждению. Связи между узлами выявляются и объясняются учащимися, так как эти учебные действия являются одними из важнейших для успешного обучения. Отдельные узлы или координаты предлагаются учащимся для самостоятельного заполнения.
Рассмотрим построение логико-смысловой модели при изучении темы «Перестройка» в 9 классе.
Цели урока:
Выяснить необходимость проведения реформ в стране.
Охарактеризовать содержание проведенных реформ.
Оценить их результаты и влияние проведенных реформ на дальнейшее развитие нашего государства.
При изучении данной темы мы составим логико-смысловую модель «Перестройка».
На координате №1 мы отметим главные цели нашего урока. На координате №2 – причины реформ, которые выведут ученики на основе уже изученного материала.
Ученикам предлагается познакомиться с подразделом учебника «Курс на ускорение» и выделить основные пути его осуществления. Эти основные пути программы мы отмечаем на координате №3 «Ускорение».
Координата №4 «Демократизация» заполняется в результате объяснения учителя.
Координата №5 «Этапы перестройки» заполняется в результате работы учащихся с учебником.
Координата №6 «Реформа политической Системы» заполняется в результате объяснения учителя и работы учащихся с текстом закона «О выборах народных депутатов СССР
При выполнении домашнего задания ученикам предлагается не только проанализировать материал учебника, но и дать свою оценку проводимых реформ, и попытаться самостоятельно заполнить координаты №7 и №8 – «Результаты» и «Последствия».
Таким образом, благодаря дидактической многомерной технологии, мы не просто познакомились с новым материалом, но и четко выделили цели изучаемой темы, причины реформ, выделили узловые моменты каждого направления реформ, выстроили их в логической последовательности, показав, что каждое новое направление реформирования, вызвано неудачами реформ на предыдущем этапе и предложили ученикам самостоятельно смоделировать дальнейшее развитие событий.
Еще приведу пример одного урока . Это урок в 6 классе «Феодалы. Их место в средневековом обществе.»
Цели урока: выяснить сферу влияния и уровень зависимости феодала от представителей разных сословий;
формировать умения увидеть проблему, поставить цели и задачи, выдвинуть гипотезу, проверять её, искать новые факты, которые подтвердили бы выдвинутую гипотезу; закрепить навыки работы учащихся по составлению и использованию в работе логико-смысловой модели; привлечь учащихся к результативной работе в группах; провести в исследовательских группах рефлексию проделанной работы; развивать познавательную активность.
На уроке ставится проблема: «Свободен ли феодал или нет». Чтобы решить эту проблему, рассматриваем отношения феодала с другими группами средневекового общества, их права и обязанности.
Класс делится на группы, каждая группа получает для изучения документ.
1 группа - рассмотрела историю возникновения феодалов и выяснила условия формирования феодального сословия. Феодалы владеют землями и обладают свободой.
2 группа – выяснила, что феодалы-землевладельцы и крестьяне зависят друг от друга. Т.е. феодалы не свободны.
3 группа – рассмотрела отношения между феодалами и духовенством. Сформировалось 3 самостоятельных сословия. В отношениях между сословиями феодалы являются свободными.
4 группа – рассмотрела отношения между феодалами. В XI веке возникла система вассалитета. Следуя законам средневекового общества, феодалы могут зависеть друг от друга.
Т.о. мы видим, что несмотря на богатства и власть феодалы не были свободными. Наша гипотеза не подтвердилась.
Когнитивная визуализация даёт мощный импульс повышению управления умственной деятельностью и внешними действиями. Учащиеся самостоятельно организуют процесс работы: программируют операцию по усвоению знаний, выполняют переработку информации по разработанному алгоритму, контролируют качество выполнения операций. Меняется и психология ученика: из потребителя знаний в готовом виде он преобразуется в добытчика и созидателя, формирует навыки исследователя, приобретает собственное мнение, навыки дискуссии, умение работать со многими источниками и выделять главное, стержневое в них.
В целом, ЛСМ занимают свободную нишу универсальных дидактических «орудий» педагога и учащегося, дополняют существующие методики обучения и подготовительной деятельности, активизируют и улучшают использование профессионального багажа педагога, изменяют личностное отношение педагога и учащегося к учебным предметам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели – дидактическая многомерная технология/Директор школы – 2009. – №1 - с. 49-52
2. Добриневская А.И. Многомерное пространство учебно-позновательной деятельности и качество образования учащихся/Кіраванне ў адукацыі. – 2007. - №11
3. Добриневская А.И., Мещерякова Л.И. Дидактический инструментарий учителя истории: логико-смыслолвые модели/Гісторыя: праблемы выкладання – 2009.-№3 – с. 7-12
4. Запрудский Н.И.Моделирование и проектирование авторских дидактических систем/Пособие для учителя – Минск – 2008
|