Главная » Статьи » Мои статьи

развитие ассоциативно-образного мышления на уроках музыки
Тема: Развитие ассоциативно – образного мышления учащихся на уроках музыки Различные виды искусства взаи¬модействуют, взаимопроникают друг в друга; происходит нечто вроде «диффузии» литературы, живописи, театра в музыку и наоборот. Совершенно очевидно, что необходимая предпосылка и условие процессов такого рода — развитое ассоциативное мышление учащегося. Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Запомнить что-либо – значит связать запоминаемое с чем-то, вплести то, что надо запомнить, в сеть уже имеющихся связей, образовать ассоциации. Очень плодотворным для музыкально-слухового развития ученика оказывается включение механизма ассоциаций, с помощью которого активизируется работа воображения. Она выражается в попытках образного осознания средств музыкальной выразительности, что способствует «преодолению» их слуховой специфичности и, в свою очередь, стимулирует и развивает соб¬ственно слуховые способности. И еще шире — для художественно-образного слышания музыки во всем ее богатстве и разнообразии особенно важными представляются творческие связи с живописью и — через слово — с литературой, философией, театром. В последнее время, благодаря развитию психологии и других смежных наук, на первый план выдвинулся круг проблем, направленных на активизацию внутренних ресурсов ребенка и, в первую очередь, раз¬витие творческого воображения, фанта¬зии, которые необходимы, как для актив¬ного восприятия произведений музыкального творчества, так и в повседневной жизни человека. Совер¬шенно очевидно, что необходимой предпосылкой этого является развитое ассо¬циативно- образного мышления Развитая ассоциативность – важнейшая сторона художественного, в том числе и музыкального мышления. В.В. Медушевский видел ключ в решении проблемы ассоциативности музыки в её происхождении и историческом развитии. Он пишет о том, что рождению музыки как самостоятельного вида искусства предшествовал многотысячелетний опыт использования различных звуков непосредственно в труде и общении (трудовые и магические попевки, кличи, сигналы). Спустя время из общественной звуковой деятельности выделилась собственно музыкальная. Благодаря этому музыка способна вызывать ассоциации с окружающей действительностью. Язык музыки отличается от языка других видов искусства высокой степенью обобщенности и абстрактности, поэтому при восприятии музыкального произведения (в любом виде музыкальной деятельности) возникает широкий диапазон образов и ассоциативных представлений. «Музыка - это осмысленное интонирование, то есть интонация, несущая мысль. Организация звуков происходит таким образом, чтобы они вызывали у исполнителей, слушателей определенные ассоциации и представления» В музыкальной психологии обоснование ассоциативности музыкального искусства принадлежит Д.К. Кирнарской, В.Н. Петрушину, В.В. Медушевскому, А.В. Оперируя различными средствами, музыка в состоянии вызвать тот или иной образ, те или иные ассоциации. Ассоциации, порождаемые музыкой, многообразны и проявляют себя различными категориями сложности: простейшие связаны с высотой, силой и тембром звуков. Так, быстрая последовательность нот в высоком регистре может напомнить пение птицы, мелодия в среднем регистре легко связывается с человеческим голосом, а громкий диссонирующий аккорд обычно сравнивается с возгласом, криком или выстрелом. Значительно более интересны ассоциации, связывающие характер музыки с событиями из жизни ученика или переживаниями, связанными с восприятием произведений искусства. Ребенок с самых ранних этапов обучения должен быть вовлечен в увлекательнейший процесс образной расшифровки произведений. Использование приёма ассоциаций - это один из действенных методов развития воображения. Опора на зрительные образы предполагает сравнения, связанные с произведениями других видов искусства, картинами природы, окружающей жизни, быта. Можно использовать слуховые ассоциации со звучанием других музыкальных инструментов, оркестра, выразительной человеческой речи, с движением живых существ и механизмов, явлениями природы, цокотом копыт, колокольным звоном и т.д. При определении эмоционального содержания произведения ассоциации с общими категориями помогают выявить конкретный музыкальный образ, проследить его развитие, уточнить характер каждого эпизода произведения, его изменения. Например, определить, когда повествование сменилось динамичностью, возбуждение - успокоением, вопросительные интонации - утвердительными, энергичные - нежными, жалобные - мужественными и т.д. Для развития ассоциативного мышления можно выделить следующие этапы работы над произведением: определить его художественное содержание, характер музыкальных образов; наметить возможный круг ассоциаций и аналогий с привлечением материала других музыкальных произведений, других видов искусств, исторических событий и т.д. Главное предназначение метода ассоциаций в том, чтобы будить фантазию ученика, вызвать его эмоциональный отклик, помогающий глубже осмыслить содержание музыки. Ассоциации активизируют образное мышление, эмоции, творческое отношение к исполнению. «Музыкальное исполнение - это живой рассказ. Его содержание черпается из жизненных переживаний, впечатлений, природы, искусства, исторической обстановки. В каждом произведении находится что-то такое, что связывает исполнителя с реальной жизнью. Таким образом, чем богаче духовный мир, чем шире кругозор, тем больше возникает ассоциативных представлений. И, следовательно, полноценное восприятие музыкального искусства невозможно без развития ассоциативно-образного мышления учащихся. Следовательно, в методической копилке каждого преподавателя музыки должны быть подобраны приемы и формы работы, являющиеся наиболее эффективными в развитии ассоциативного мышления школьников. Систематическое использование этих приемов и форм работы позволит разбудить фантазию ученика, вызвать его эмоциональный отклик, помогающий глубже осмыслить содержание музыки. Приемы работ по развитию ассоциативного мышления средствами музыки можно условно разделить на следующие виды: 1) подбор музыкальных ассоциаций, связанных с вербальным рядом; 2) подбор музыкальных ассоциаций, связанных с визуальным рядом; 3) подбор музыкальных ассоциаций, связанных с пластической передачей движений; 4) подбор музыкальных ассоциаций, связанных с жизненным опытом детей. 1. Подбор музыкальных ассоциаций, связанных с вербальным рядом. Вербальное мышление – речевое мышление человека. Выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другим - оперировать словами, то есть отвлеченными знаковыми структурами. Некоторые психологи полагают, что наглядный и вербальный типы мышления являются «антагонистами»: носителям первого труднодоступны даже простые задачи, представленные в знаковой форме; носителям второго нелегко даются задачи, требующие оперирования наглядными образами. Вербальное мышление действует на базе языковых средств и представляет собой наиболее высокий этап развития мышления. При вербальном мышлении используются понятия, логические конструкции, которые иногда не имеют прямого образного выражения (честность, гордость, тщеславие и т.д.). Благодаря вербальному мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие определённых процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал. Современная методика музыкального образования предлагает следующие конкретные приемы по подбору музыкальных ассоциаций, связанных с вербальным рядом. 1.1. «Выражение своих мыслей и чувств звуками». Передать с помощью звука заданное учителем психоэмоциональное состояние (нежность, страх, удивление…). Другой вариант - в виде игры, когда ребёнок загадывает свое эмоциональное состояние в виде звука или мотива, остальные дети – отгадывают. 1.2. «Подбор эмоциональных эпитетов» на основе «Словаря эстетических эмоций» Ражникова В.Г. и вербального и графического аналога - матрицы «Словаря эмоций» Анисимова В.П. Возможен усложненный вариант данной работы «Ассоциативные гроздья». Заготавливаются карточки с различными эпитетами, соответствующими определенным музыкальным фрагментам. После прослушивания одного, дети подбирают эпитеты, либо заполняя готовую форму, либо просто выстраивая столбики, соответствующие произведению. Возможен вариант, когда прослушиваются оба произведения, а затем, общим обсуждением, выбираются правильные эпитеты 1.3. Подбор названия к музыкальному произведению. Нужно сочинить как можно больше названий, отражающих суть музыкальных произведений (то есть, превратить внепрограммную музыку в программную). Критерием для выполнения данного задания должна быть близость ассоциации к характеру музыку. 1.4. Сочинение сюжетной сказки под музыку. Данное задание используется при восприятии программной музыки с развернутым развитием, например «В пещере горного короля» Э. Грига, «Похороны куклы» П.И. Чайковского и т.д. Дети должны сочинить небольшой рассказ или историю, которая отражала бы характер развития в музыке. 1.5. Кредо композитора. Суть задания состоит в том, что учащимся предлагаются цитаты о композиторах, о которых шёл разговор на уроках музыки. Называется имя композитора – необходимо выбрать из перечня цитат ту, которая в большей мере характеризует его музыкальное творчество, образы, стиль и т.д. 1.6. Сочинение мелодии на заданный текст: загадки, потешки, стихи, скороговорки, колыбельные. Задание может быть использовано в качестве домашней работы. 1.7. Создать литературный «перевод» с языка музыки на язык слов. В данном задании детям предлагается представить небольшие пьесы в виде страниц личного дневника, в котором человек делится своими душевными переживаниями, и создать литературную интерпретацию музыки 1.8. «Передай литературный образ». Задание основано на подборе стихотворного ряда к прослушанной музыке. Детям предлагаются карточки со стихами (по одной на человека), которые они должны прочитать. Затем проигрываются фрагменты произведений, соответствующие теме данных стихотворений. Учащимся предлагается прочувствовать их эмоционально-образный строй и, сделать выбор по собственному усмотрению, объяснив его. 2. Подбор музыкальных ассоциаций, связанных с визуальным рядом. Визуальное мышление - способ творческого решения проблемных задач в плане образного моделирования. Визуальное мышление направлено на систематизацию и упорядочивание той информации и тех сюжетов, которые происходят в жизни человека. Человек, обладающий визуальным мышлением, способен формировать картины настоящих и будущих событий и процессов, что, несомненно, очень часто упрощает анализ происходящего, поскольку «разглядеть» или «увидеть» недостатки гораздо проще, чем при обычном словесном мышлении. Музыкальная деятельность, направленная на развитие ассоциаций, связанных с визуальным рядом - это не только одно из средств постижения окружающего мира через визуальный материал, составляющий основу его содержания, но и средство адаптации школьника к этому миру. Умение видеть, включающее способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять об увиденном формируются с детства. Этот процесс аналогичен возрастным этапам развития и формирования личности младшего школьника. Задания «Цветные квадраты» и «Палитра» активизирует процесс слушания музыки на основе развития ассоциативного мышления, способствует более тонкому эмоциональному и цветовому восприятию музыки. 2.1. Задание «Цветные квадраты» - подбор цветового ряда к звучащей музыке. На доске выставлены карточки с цветными квадратами разных цветов и оттенков (не менее трех каждого основного цвета). В процессе слушания музыки дети по очереди подходят к доске и выбирают карточку с оттенком, созвучным музыке в данный момент. Важно участие каждого ребенка, желательно использовать в 1 классе. 2.2. Задание «Палитра» представляет собой усложненную модификацию задания «Цветные квадраты». На доске вывешивается «палитра», сделанная из половины ватмана, с кармашками у каждого цвета. Перед палитрой на подставке раскладываются карточки самых с цветными квадратами разных цветов и оттенков (не менее трех каждого основного цвета). В процессе слушания музыки дети по очереди подходят к «палитре» и ставят в кармашек карточку оттенка, созвучного его ощущению в данный момент. В заключение дети прослушивают произведение еще раз, вглядываясь в свое «полотно», желательно использовать во 2 классе. 2.3. Задание «Музыкальная линия» строится на основе графического моделирования и подбора графических знаков и линий под музыку. Под звучание музыкального произведения ребенок должен начертить на листе бумаги разные линии: например, плавные, волнообразные - под медленную и спокойную музыку; прямые, изогнутые - под решительную музыку; прерывные - под легкую, отрывистую музыку. Линии могут быть того цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента, желательно использовать в 3 и 4 классах . 2.4. Задание «Волшебные бусы» направлено на развитие чувства музыкальной формы на основе ассоциативного мышления. При прослушивании музыкального произведения надо найти геометрическую форму определённого цвета, созвучную настроению в данный момент. Во время прослушивания характер музыки, а, следовательно, и геометрические формы, могут меняться несколько раз. По окончании прослушивания предложить детям объяснить выбор цвета и формы геометрических фигур, подобранных к данному музыкальному произведению. Получившаяся схема может отражать характер пьесы, повторяющиеся части музыкального произведения и ассоциации соответствующие ощущению каждого ребенка. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. в методике музыкального образования предлагают использовать два противоположных приема для развития ассоциативного мышления в процессе восприятия музыки: задание «Музыкальная живопись» и «Живописная музыка». 2.5. Задание «Музыкальная живопись». Дети, глядя на картину художника, анализируя событие, изображенное на ней, краски, использованные при написании картины, пытаются услышать музыку и описать ее. 2.6. Задание «Живописная музыка». Дети изображают образ прослушанного музыкального произведения в цветовых пятнах или рисунке на основе свободных ассоциаций . 2.7. «Времена года в цвете и звуке». Это интересное задание для развития у детей творчества и воображения предлагает педагог Е.И. Юдина. Заключается оно в следующем. Нужно нарисовать четыре крупных прямоугольника, озаглавить их «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», затем акварелью закрасить каждый прямоугольник одним цветом или сочетанием цветов, подходящими к данному времени года. Может, это будут разноцветные линии, черточки, круги, цветовые пятна. Теперь, глядя на свое творение, ребенок, проявив фантазию, должен спеть «зимний», «летний», «весенний » и «осенний» напевы. Неважно, со словами они будут или без слов, - при этом можно аккомпанировать себе на чем угодно (барабанить, щелкать пальцами, хлопать в ладоши и т. д.). 2.8. «Волшебники». После прослушивания музыкальной характеристики феи Сирени и феи Карабосс детям предлагаются шаблоны «волшебниц». Затем дается задание дорисовать эти фигуры, превратив одну в «добрую», а другую в «злую» волшебниц, повторно прослушивая вышеназванные отрывки. В качестве домашнего задания можно предложить придумать другую историю о том, что совершила плохого «злая» волшебница и как ее победила «добрая». Целесообразно сделать выставку детских рисунков и отметить старание учеников 3. Подбор музыкальных ассоциаций, связанных с передачей движений, или пластическое интонирование. Б.В. Асафьев утверждал, что музыкальное искусство постоянно испытывает на себе «воздействие «немой интонации» пластики и движений человека (включая язык руки)». Музыкальная интонация, по его мнению, никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой (пантомимой) человеческого тела» Музыкальная педагогика постоянно обращается к решению проблемы «музыка - движение». Известный швейцарский педагог XX века Э. Жак-Далькроз разработал целую систему ритмического воспитания, основой которой является развитие музыкальности слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой. Отечественные исследователи этой проблемы – Н.Г. Александрова, Н.П. Збруева, Е.В. Конорова, М.А. Румер, В.Е. Яновская разрабатывали методические основы музыкально-ритмического воспитания еще в 20-30-е годы, на этой базе сложились различные методики музыкально-ритмического воспитания детей . Такой обязательный вид музыкально-практической деятельности учащихся как пластическое интонирование основан на ассоциативных связях «музыка - движение». При восприятии музыки у детей возникает двигательная ассоциация в соответствии с характером музыки, характером мелодии, эмоциональными настроениями, ритмическими особенностями и т.д. Поэтому этот вид деятельности учащихся можно активно использовать на уроке музыки для развития ассоциативного мышления. 1.1. Свободное дирижирование - передача в дирижерских жестах фразировки, динамики, логических ударений, кульминации прослушанной музыки. 1.2. Имитация игры на музыкальных инструментах: смена движений рук должна быть связана с определением детьми на слух различных тембровых, динамических, темповых особенностей прослушанной музыки (особенно применимо в произведениях вариационного склада). 1.3.Подбор танцевальных движений в различных жанрах в соответствии с характером музыки. Игровые, хороводные песни, колядки могут и должны выучиваться в непосредственной игре, движении, с необходимым «реквизитом» подарков, угощений, цветных платков, масок, рождественских звезд. Тогда предметом последующего анализа будет не какая-то абстрактная непонятная песня, а песня-ситуация, пережитая детской душой глубоко и реально, доставившая столько наслаждения и вызвавшая столько настоящих чувств и ощущений. 1.4.Пластические этюды - изображение с помощью пластики рук и тела музыкальных образов (образы природы: море, непогода, рассвета; образы животных и птиц, образы персонажей, передача характера музыкальных персонажей - образ кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»). 1.5.Свободные пластические импровизации, импровизационное «разыгрывание» небольших сценок, в которых дети играли бы роли различных животных — собак, кошек, птиц и др. Главное условие этих мини-спектаклей - раскрыть содержание сюжета звуком, но без слов. Чувства и состояния выражаются очень похожим образом и на языке животных, и в человеческом вербальном языке, и в языке музыкальном. Погружение в настроение, соответствующее задуманной ситуации, позволяет детям находить целый комплекс выразительных средств, в котором наряду с пластикой и мимикой обязательно бывают ценные ритмические, тембро-динамические, интонационные находки. Необходимо зафиксировать внимание ребят па этих находках и обязательно подобрать музыкальные примеры, в которых найденные выразительные средства выступали бы предельно ярко уже как элементы музыкального языка. 4.Подбор музыкальных ассоциаций, связанных с жизненным опытом детей. Педагогическая практика показывает, что в условиях информационно-ориентированного общества, когда одной из важнейших ценностей является информация, знание, организовывать обучение следует с позиций самого ребенка, его опыта и ценностных ориентации. Жизненный опыт школьников может использоваться для иллюстрации изучаемого материала, для создания проблемной ситуации и поиска путей для ее разрешения, для корректировки имеющихся представлений и понятий. 4.1. «Звуковая картина» - направлено на расширение слуховых представлений детей: «Утро в деревне», «В зимнем лесу», «Ярмарка». 4.2. Задание «Музыкальный портрет» представляет собой подбор учащимися такого музыкального произведения, которое в наибольшей степени соответствует образу одноклассника, учителя, мамы, дедушки и т.д. 4.3. Задание «Если это...» активизирует знания и опыт учащихся, учит ребенка уходить от стереотипов. Учащиеся вытаскивают из коробки карточку с изображением какого-либо объекта. Это могут быть уже пройденные на уроках музыкальные инструменты, название темпа или динамического оттенка. Учащимся предстоит под одну и ту же звучащую для всех музыку пофантазировать на тему: если это будет виолончель, то, как изменится данное музыкальное произведение, что оно будет напоминать, и т.д. 4.4. «Сочинение сочиненного» - метод, направленный на повышение активного деятельностного освоения музыкальных произведений через развитие умений по применению выразительных средств в творческой деятельности. Метод «сочинение сочиненного» заключается в том, что ребенок принимает позицию человека, который ищет идею для сочинения. В качестве идеи может выступать слово, образ которого подтолкнет школьника к созданию вербального или музыкального высказывания. Импульсом к сочинению может выступать конкретное музыкальное произведение, под которое педагогом выстраивается весь ход творческого процесса. Таким образом, все вышеизложенное доказывает, что ассоциативное мышление – важнейшая сторона художественного, в том числе и музыкального мышления. А использование приёма ассоциаций - это один из действенных методов развития музыкального мышления ребенка. Углубленное и разностороннее изучение музыкального произ¬ведения открывает учащемуся пути к более развернутым ассо¬циациям, освещающим самые значительные повороты в образно-драматическом развитии сочинения. Музыкальные переживания всегда усиливаются и закрепляются благодаря ассоциативным представлениям; в воспитании музыканта большое значение имеет способность к образно-ассоциативному мышлению. Ассоциативный цепной тест (Адаптированный вариант) Методика является одним из многочисленных вариантов теста словесной ассоциации и предназначена для изучения специфики ассоциативного мышления, личностных особенностей учащихся. Под цепной ассоциацией понимают неуправляемое, спонтанное протекание процесса воспроизведения содержания сознания и подсознания субъекта так называемый «поток подсознания». После прослушивания произведения обучающимся предлагают написать все, что им вздумается, т. е. все слова, пришедшие в голову, не зависимо от части речи. Позднее этот речевой материал анализируют для выявления ассоциативных связей. Для большего удобства и надежности результатов учащимся предлагается написать любые пришедшие им в голову отдельные слова за определенный период времени (за 3 минуты). В результате получается цепочка ассоциативных реакций, составленная из отдельных слов. Эксперимент повторяется один раз в год для сравнения полученных результатов. Обработка данных. 1.Определить длину ассоциативного ряда, для чего подсчитать количество слов, записанных за 3мин. 2. Путем вычеркивания повторяющихся эпитетов, определить количество оригинальных ассоциаций; Для пятого класса: Длина ассоциативного ряда Количество оригинальных ассоциаций Отлично 5 баллов Хорошо 4 балла Удовлетворит. 3 балла Отлично 5 баллов Хорошо 4 балла Удовлетворит. 3 балла Больше 9 6-8 3-5 Больше 4 3 1-2   Методика «Музыкально-жизненные ассоциации» Она выявляет уровень восприятия школьниками музыки: дает возможность судить о направленности музыкально-жизненных ассоциаций, степени их соответствия музыкально-жизненному содержанию, эмоциональной отзывчивости на услышанную музыку, опоры восприятия на музыкальные закономерности. В качестве стимулирующего материала выбрана «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта, первые 2-3 фрагмента с меняющейся музыкой. Звучание музыки предваряется доверительным разговором с детьми с целью настроить их восприятие. Это разговор о том, что музыка сопровождает всю жизнь человека, она может напомнить события, которые происходили раньше, вызвать чувства, которые мы уже испытывали, помочь человеку в жизненной ситуации — успокоить, поддержать, ободрить. Далее предлагается послушать музыку и ответить на такие вопросы: - Какие воспоминания вызвала у тебя эта музыка, с какими событиями в твоей жизни она могла быть связана? - При каких жизненных обстоятельствах могла бы звучать эта музыка и как она могла бы повлиять на людей? - Что в музыке позволило тебе прийти к таким выводам? Для того чтобы исследование было плодотворным, нужно предлагать детям разных возрастов одну и ту же музыку. Это дополнительно позволит выявить, что дети определенного возраста ищут в музыке, на что опираются в своих ассоциациях. Обработка результатов ведется по следующим параметрам: • точность музыкальной характеристики, • развернутость и художественность ассоциаций, • эмоциональная окрашенность ответов Параметры оценки результатов диагностики «Музыкально-жизненные ассоциации». • точность музыкальной характеристики, 3 б – характер не указан или указан ошибочно 4 б - характер указан неточно. 5б – характер указан верно, • развернутость и художественность ассоциаций, 3б – ассоциации односложные, примитивные; 2. б – ассоциации развернуты недостаточно; 3. б - ассоциации развернутые, образные; • эмоциональная окрашенность ответов 3б – ответ эмоционально беден; 4б – ответ недостаточно эмоционален или эмоции банальны; 5б – ответ яркий, красочный; Уровни развития ассоциативного мышления Низкий – 9-10баллов Средний -11-13баллов Высокий- 14-15 баллов ЛИТЕРАТУРА 1. Вендрова, Т. Пластическое интонирование» музыки в методике Вероники Коэн [Текст] /Т. Вендрова //Искусство в школе. – 1997. - № 1. – 2. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] /Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1999.. 3. Дмитриева, Л.Г., Черноиваненко, Н.М. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] /Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. - М.: Академия, 1998. 4. Кошмина, И.В. Музыкальное мышление как проблема восприятия [Текст] /И.В. Кошмина //Музыка в школе. - 2009. - №5. 5. Лакоценина, Т.П. Методы работы на уроках музыки [Электронный ресурс] //http://irina-music.ucoz.ru/load/uroki_muzyki/v_pomoshh_uchitelju_muzyki/10-1-0-12 6. Пащенко, М.О. Задания творческого характера на уроках музыки [Электронный ресурс] //http://www.proshkolu.ru/user/marina-oka/ 7. Ражников, В.Г. Словарь эстетических эмоций, которые существуют в музыке как признаки характера звучания [Текст] /Ражников В.Г. //Резервы музыкальной педагогики, серия «Педагогика и психология». - 1980. - №7. 8. Сандакова, С.С. Творческие задания на уроках музыки [Текст] /С.С. Сандакова. – Музыка в школе. – 2010. 9. Хахулина, О.В. Творческие задания на уроках музыки [Электронный ресурс] http://engschool33.ucoz.ru/blog/khakhulina_oksana_vjacheslavovna/2011-05-08-61 Развитие ассоциативно – образного мышления на уроках музыки Султанова Клавдия Акимовна учитель истории, обществознания и музыки МБОУ «ООШ села Гвардейское Красноармейского района Саратовской области» 2014 год
Категория: Мои статьи | Добавил: Ника (11.12.2014)
Просмотров: 1556 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar